Когда в начале 2000-х годов первые частные перевозчики в Березниках брали кредиты для организации своего дела, они верили в лучшее. С каждым годом ряды желающих преуспеть в организации пассажирских транспортных услуг пополнялись. Но уцелели на этом рынке немногие.

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Леонид Суханов:
– Я был в числе первых, кто получил в Березниках лицензию на право перевозок. Продал квартиру в Киеве, купил две «газели». Окончил курсы по организации пассажирских и грузовых перевозок в Соликамском автодорожном колледже. За шесть лет я расширил парк до 20 автомобилей. Организовал около 100 рабочих мест для механиков, водителей, кондукторов, диспетчеров, медиков, охранников. После того как городская Дума приняла решение о создании Центральной диспетчерской службы (ЦДС), призванной упорядочить пассажирские перевозки, условия работы превратились в кабальные. С одной машины приходилось платить по 2,5 тысячи рублей в месяц за то, что раз в полгода нам выдавали график движения и контролировали работу на маршруте.

С 20 машин предпринимателю нужно было заплатить 500 тысяч рублей в год, хотя в решении Думы я нигде не нашел строки о том, что услуги ЦДС должны быть платными. Суммы с нас брали немалые, но при этом для людей, работающих на маршрутах, не было создано элементарных условий. Все мои обращения об установке биотуалетов для водителей и кондукторов остались безответными.

В 2009 году мне дали разрешение выводить на маршруты только пять машин, хотя у некоторых перевозчиков на ходу было по 15 машин. На мои просьбы предоставить больше маршрутов в отделе энергетики и транспорта отвечали: «Это ваши проблемы, это ваши риски». Я разработал маршруты № 29 и № 30, сделал полностью техническую документацию, у меня их отобрали и передали другому перевозчику. В 2010 году со мной вообще не заключили договора ни на один маршрут с формулировкой «нецелесообразно». Записался на прием к мэру, получил ответ «встречаться нецелесообразно». Остались непогашенными кредиты на сумму 4 млн рублей. На мое имущество наложен арест. Сегодня работаю на своей машине водителем. Выручает пенсия военного.

Борис, 54 года:
– Больше года не работаю на рынке частных перевозок. Было 20 машин, 80 рабочих мест. С образованием ЦДС стали давать самые нерентабельные маршруты. Остался должен более 9,5 млн рублей кредитов. Как погасить долги? Покупатели предлагают за машину 50 тысяч рублей, а ее стоимость 150 тысяч рублей. Нашел на сегодняшний день единственный выход: переоборудовать пассажирские «газели» в грузовые. Такое производство налажено в Кургане. В Березниках много частных перевозчиков «сошло с маршрута». А почему? Да потому что городская администрация неправильно распределяет маршруты. У нас одним – вершки, дру гим – корешки: одним прибыльные маршруты, другим – нет. А честное распределение – это когда одному перевозчику дают несколько маршрутов рентабельных и несколько нерентабельных. Тогда у предпринимателей остается возможность остаться на плаву.

Сергей Викторович:
– Почему мы должны содержать муниципальное предприятие ЦДС на свои деньги? В Перми МУП «ЦДС» финансируется из средств городского бюджета. Доходы частных перевозчиков сравняли с расходами. Меня уже предупредили, что моя «газель» ходит до 1 марта, а потом маршрут отдадут тем, кто выиграет конкурс. Мне как мелкому перевозчику выиграть его нереально. Морально готовлюсь к тому, что придется работать на «газели» по
заказам.

ШЛАГБАУМ НА РЫНКЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ
К высказанным мнениям присоединяются и другие частные перевозчики, с которыми удалось побеседовать. Некоторые пытаются отстаивать свои права. В августе прошлого года в городскую прокуратуру обратился учредитель ООО «Урал-Транс». Изложенные им обстоятельства напоминают предыдущие истории. В 2008 году между перевозчиком и городской администрацией был заключен договор, согласно которому на маршруты выходили 20 автобусов. В течение двух лет часть маршрутов у него забрали. А в 2010 году договор не продлили.

На основании обращения предпринимателя работники прокуратуры провели проверку и направили администрации города представление об устранении нарушения закона «О защите конкуренции». До сентября 2011 года в Березниках не проводились открытые конкурсы на право заключения договора на осуществление перевозки пассажиров по городским маршрутам, хотя еще 13 июня 2009 года постановлением главы города было утверждено положение о порядке проведения таких конкурсов. В представлении говорится: «Администрация г. Березники незаконно ограничивает перевозчикам доступ на рынок пассажирских перевозок, поскольку в нарушение установленного порядка по собственному усмотрению отбирает перевозчиков для заключения договоров, распределяет маршруты и графики.

Перевозчики лишены возможности участвовать в конкурсе на заключение подобного договора в отношении конкретного маршрута, выбранного ими. Договоры, заключенные в 2009–2011 годах, являются по сути бессрочными, не предполагают собой перераспределение маршрутов или графиков между иными перевозчиками и доступ на данный рынок новых перевозчиков». Тем самым администрация города нарушала Закон Пермского края «Об основах организации транспортного обслуживания населения», одним из основных принципов которого является равный доступ на рынок транспортных услуг перевозчиков независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Федеральный закон «О защите конкуренции» так же запрещает органам местного самоуправления действие или бездействие, ведущее к ограничению и устранению конкуренции. К тому же администрация города обязала перевозчиков заключать договоры с Центральной диспетчерской службой, чем тоже нарушила законодательство о защите конкуренции – это привело к разделу рынка диспетчеризации регулярных перевозок в пользу единственного исполнителя – МУП «ЦДС».

Администрация, на которой лежит ответственность за организацию транспортного движения, может единолично заниматься диспетчеризацией, а вот передавать эти полномочия единственной коммерческой организации не вправе.

В муниципалитете с представлением прокуратуры не согласились. В ответе говорится, что организация транспортного обслуживания населения и создание условий для предоставления транспортных услуг является вопросом местного значения. И независимо от того, проведен конкурс на право заключения договора с перевозчиками или нет, орган местного самоуправления несет ответственность перед населением за условия предоставления транспортных услуг.

Тем не менее 27 сентября и 4 октября 2011 года в Березниках состоялись первые заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на право осуществления пассажирских перевозок. Но, судя по количеству недовольных перевозчиков, их положение не улучшилось. В частных беседах некоторые из них рассказывали, что после проведения конкурса рентабельные маршруты попали в руки более крупных предпринимателей, а тех, у кого по 1–2 единицы транспорта, перевели на мало востребованные рейсы. По словам помощника прокурора Владислава Старцева, в настоящее время Федеральной антимонопольной службой осуществляется производство по делу о необоснованном препятствии осуществлению деятельности общества с ограниченной ответственностью «Урал-Транс»; о создании необоснованных преференций МУП «Центральная диспетчерская служба г. Березники ». Правомерно ли то, что часть полномочий местного самоуправления отдана на откуп коммерческой организации и законны ли ее действия при распределении маршрутов? Федеральная антимонопольная служба вынесет свой вердикт.

На вопросы, отправленные в пресс-службу городской администрации, дал ответ начальник управления городского хозяйства Владимир Зуев.
– Каким образом осуществляется распределение маршрутов?
– Маршруты регулярных перевозок распределяются по итогам открытого конкурса. Конкурсная комиссия оценивает заявки на участие в конкурсе на основании следующих критериев: качество подвижного состава, кадровый состав, обеспечение безопасности дорожного движения, наличие производственной базы.

– На каком основании перевозчика могут снять с маршрута?
– При невыполнении условий договора на осуществление пассажирских перевозок организатор пассажирских перевозок (управление городского хозяйства) имеет право расторгнуть договор с перевозчиком.

– Когда будут установлены биотуалеты на конечных остановках? Будут ли они платными?
– Биотуалет (модульная туалетная кабина) установлен на пл. Решетова. Вопрос о платных посещениях туалета находится в стадии проработки.

ДЕВЯТЬ ЛЕТ НА ПРАВО ПЕРЕВОЗОК
При подготовке публикации я решила поинтересоваться, как обстоят дела на рынке частных перевозок у наших соседей в Соликамске. Удалось связаться с главой Соликамского района Олегом Поляковым. До избрания на должность он возглавлял созданную им некоммерческую партнерскую ассоциацию добросовестных перевозчиков, действующую уже 9 лет. Именно она взяла в свои руки организацию пассажирских перевозок.

– Никакая администрация, никакой департамент не может так поставить дело на рынке перевозок, как люди, которые этим непосредственно занимаются, – считает Олег Поляков. – В нашу ассоциацию вошли 14 предпринимателей. Восемь месяцев мы вели переговоры, прежде чем подписали графики, которые действуют уже несколько лет. Чтобы соответствовать качеству обслуживания пассажиров, частные перевозки должны находиться в руках крупных предпринимателей, которые имеют крепкую производственную базу, с кузовным
цехом, столовой, душевыми, могут содержать медика, механика. Наши перевозчики соответствуют этим требованиям.

Кстати, ежемесячные взносы с одной машины в Соликамске обходятся предпринимателю в 1400 рублей, что на 1100 рублей дешевле, чем в Березниках. Возможно, у наших соседей существует своя монополия, но, во всяком случае, нет хаоса. Что касается березниковской логики организации частных перевозок, она не совсем понятна. Если их хотят передать крупным предпринимателям, то почему с рынка уходят водители, у которых по 20 единиц транспорта? И потом, много – не всегда хорошо. У одних крупных перевозчиков действительно новенькие, удобные машины, у других развалюхи с обломленными ступенями и плохо открывающимися дверьми. Пассажиру нет дела до того, кому принадлежит автобус или маршрутка, он хочет комфортных условий, которые пока не на всех маршрутах обеспечены. И проведение конкурсов по аспределению маршрутов должно служить именно этой задаче. А также учитывать, насколько перевозчики готовы создавать условия для работы своим сотрудникам.

Мне приходилось видеть, как жены на конечных остановках суют мужьям-водителям свертки с едой, потому что у тех практически нет перерыва, и уж тем более возможности получить горячее питание. По-моему, соликамский опыт организации предприятия, где пока одни работники обедают, другие проводят технический осмотр транспорта, стоит взять на заметку.